Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Как изменения климата влияют на строительство портов. Ученый НИУ МГСУ рассказал об уникальном исследовании

Как изменения климата влияют на строительство портов. Ученый НИУ МГСУ рассказал об уникальном исследовании

Как изменения климата влияют на строительство портов. Ученый НИУ МГСУ рассказал об уникальном исследовании
07.07.2023

Сегодня Россия активно реализует планы по развитию Арктического региона, что предусматривает строительство определенных сооружений в, мягко говоря, нестандартных климатических условиях. В последние годы остро встает не только вопрос холодов, но и изменения климата и уровня моря. Исследованию этого вопроса посвящена работа аспиранта и преподавателя кафедры металлических и деревянных конструкций НИУ МГСУ Тимофея Долгушева.

«Арктика – наиболее чувствительный к климатическим изменениям регион»

«Влияние климатических изменений уровенного режима акватории на условия эксплуатации портовых гидротехнических сооружений» – так звучит тема исследования Тимофея Владимировича. Ее актуальность он объясняет далеко идущими планами по развитию Арктического региона и Северного морского пути.

«При проектировании портовых гидротехнических сооружений на трассе от Мурманска до Владивостока эти изменения необходимо учитывать. Арктика – наиболее чувствительный к климатическим изменениям регион, уровень моря здесь растет быстрее, чем где-либо еще на планете», – говорит молодой ученый.

Плюсы и минусы изменения климата для арктического судоходства

По его словам, с одной стороны, последствия этих изменений благоприятны для судоходства с точки зрения увеличения продолжительности навигационного сезона и повышению доступности мелководных районов арктического шельфа. Но одновременно с этим, рост уровня моря приводит к росту нагрузки на портовые сооружения, увеличению волновой активности.

«Суть моей работы – в обосновании необходимости учета роста уровня моря при строительстве сооружений и создание механизмов, позволяющих это делать. Проектирование портовых сооружений происходит с использованием данных изысканий за последние 40 и более лет, однако они не учитывают прогнозных климатических изменений. В результате получается ситуация, при которой реальные внешние воздействия будут отличаться от заложенных в проект, а значит построенное по современным нормам сооружение со временем станет менее безопасным», – говорит Тимофей Долгушев.



Нестандартный подход

Исследование Тимофея Долгушева находится на стыке нескольких научных дисциплин – гидротехническое строительство, океанология, климатология – в процессе работы ученому пришлось осваивать все эти специальности и консультироваться с коллегами из разных институтов РАН. По его словам, благодаря совместной работе с климатологами и океанологами вопрос влияния изменений климата на портовые гидротехнические сооружения удалось рассмотреть под весьма нестандартным углом. Промежуточным результатом этой работы стало получение ученым гранта МГСУ на проведение эксперимента по оценке достоверности теоретически вычисленных параметров.

«Эксперимент оказался весьма непростым, поскольку для некоторых опытов пришлось создавать свою методику, ведь данная тематика пока активно не исследуется в России, и опыт таких экспериментов практически отсутствует», – говорит ученый.

Со своей научно-квалификационной работой молодой ученый выступил на Всероссийском инженерном конкурсе и прошел в его финал.